Центральная Научная Библиотека
Copyright © 2007 Центральная Научная Библиотека
Адрес: 620219, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 20


Центральная Научная Библиотека
Среда, 22 Ноября 2017г.


08 Июня 2011

Профессор, д.ф.-м.н., академик Европейской академии наук, действительный член Римского клуба, заместитель председателя Российского Пагуошского комитета Сергей Капица

Сейчас главная беда нашей науки и образования — распад внутренних горизонтальных и вертикальных связей между представителями различных школ, институтов, лабораторий, вузов и — между поколениями. В вузах деды преподают внукам. После стариков никого нет. А в 70–80 годы в МФТИ не меньше трети профессоров было чуть за тридцать!

По-настоящему осознать масштабы можно только на конкретных примерах. Сильное впечатление на меня произвел визит в главный офис компании «Майкрософт» в Сиэтле в 2007 году. Практически все высшее звено от вице-директора до руководителей отделений — выпускники Физтеха, МФТИ, МГУ, Новосибирского университета. Они откровенно говорили мне: «Не прекращайте подготовку таких ребят, а то мы останемся без сотрудников». За эти 4 года мало что изменилось. Многие компании целенаправленно отслеживают и ведут охоту на лучших наших выпускников.

В Китае сейчас, с поправкой на время, примерно такая же ситуация, какая была у нас в 20 е годы. Они вкладывают огромные средства в развитие науки, одновременно создают обстановку для работы. Возвращающимся из США ученым дают приличные зарплаты, квартиры, средства на оборудование, руководящие должности. А теперь представьте себе: человек в 35–40 лет на пике успеха из США возвращается в Россию. Как с ним поступить? Ему нужно дать институт или на худой конец лабораторию, а у нас все руководящие должности заняты.

Но если с Запада вернут, например, сотню успешных ученых в рамках научной реформы и даже дадут им институты, изменится ли что-нибудь? Не уверен. Существует пример Германии, откуда в годы нацизма уехали все крупные ученые. После войны экономику там восстановили довольно скоро, а в полной мере возродить науку так и не удалось, несмотря на огромные средства и понимание властью этой задачи. Семь лет назад на заседании правительства я говорил о бесперспективном положении молодежи в науке и закончил, глядя на премьера, следующей фразой: «В таких условиях мы превратимся в Страну дураков, несущую свой золотой на Поле чудес. Вам будет проще этой страной править, но будущего у нее нет». Это, считаю, актуально по-прежнему.

Время изменилось. Раньше «были времена, а теперь моменты». К науке это имеет прямое отношение. Все превратились в котов, которые клянчат у государства мелкие подачки, а дальше никто не думает. Мотивация ученых изменилась — они познание заменяют пользой. А это существенная разница, и деньги разные. Возьмите опыт организации науки в СССР и США. Наш ориентировался на сильных ученых, глав школ, личностей и долговременные планы, а американский опыт — кратковременный, где дают индивидуальный грант на 2–3 года, и дальше этого горизонта видения нет.

Но я не согласен с тем, что наука кончилась — хотя все чаще раздаются такие голоса. Кончился прежний способ ее организации. И не только у нас, но и в мировом масштабе. Сейчас остро стоит вопрос о качественно новой организации исследований в области космоса, энергетики, физики высоких энергий — они не могут продолжаться в прежнем режиме, одной страной. И России нужно успевать в уходящий поезд глобального развития науки.

Национальный прогноз


К списку новостей
Центральная Научная Библиотека
EBSCO
Discovery
Service

Ключевое слово
Название
Автор
Создание сайта Создание сайта — Сайтсофт © 2007 г.