Центральная Научная Библиотека
Copyright © 2007 Центральная Научная Библиотека
Адрес: 620219, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 20


Центральная Научная Библиотека
Воскресенье, 19 Ноября 2017г.


15 Июля 2014

Результаты Единого госэкзамена показывают, что выпускники школ плохо знают русский язык. Если в 2013 году средний балл по этому предмету был 63, то в этом году он снизился до 62. У свердловчан, правда, результат получше – 65,5 балла, но по сравнению с прошлым годом (66,1 балла) он тоже стал хуже.

И дело не только в результатах ЕГЭ. За последние два десятка лет снизилась общая грамотность населения, с этим фактом каждый из нас сталкивается постоянно. Ошибки то и дело попадаются не только в деловой переписке и в печатных изданиях, но и в записях учителей в школьных дневниках! А про грамотность в Интернете и на рекламных вывесках уже и говорить не приходится… На проблему обратил внимание даже президент, заявив, что в стране нужно срочно повышать уровень знания русского языка.

О том, почему россияне стали хуже знать свой государственный язык, «ОГ» рассказывает доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка Уральского федерального университета Анна Плотникова.

– Неужели ситуация с грамотностью так катастрофична?

– Письменная речь предполагает использование норм и правил. Человек не приходит на пляж в костюме или, наоборот, на официальное мероприятие в купальнике. Так и в использовании языка – нужно уметь переходить с разговорного стиля на письменный и обратно. Но современная молодёжь делать этого не умеет. Я шесть лет проверяла работы ЕГЭ и очень часто сталкивалась с использованием разговорных конструкций в сочинениях. Сплошь и рядом выпускники начинают предложения со слов «ведь» и «потому что», а это недопустимо для письменного русского языка. Современные школьники очень мало читают. Интернет-коммуникации и электронные СМИ вытеснили из их жизни книгу. Из школьной программы совершенно исчез жанр сочинения – детей учат лишь сдавать ЕГЭ. Школьников целенаправленно натаскивают на выполнение тестовых заданий и написание письменной работы в части «С» экзамена. Одного знания правил вовсе недостаточно, чтобы уметь грамотно формулировать свои мысли и писать без ошибок. Задание «С» в ЕГЭ, хоть и принято называть сочинением, таковым не является – не требует самостоятельного углублённого изучения, владения литературой и не предполагает серьёзного осмысления темы. Современные школьники часто вообще не пишут сочинения – этого не требуют учителя. Зачем? Если на выходе из школы это умение никто не будет проверять… В результате потом, в вузе, они не могут самостоятельно написать курсовую работу или реферат. Делают это некачественно и с большим трудом. Учиться в университет приходят выпускники, не умеющие писать тексты, и это огромный пробел в образовании.

– В чём причина безграмотности?

– Главная беда – взрослые перестали читать детям книги. Родители с воспитания переключились на зарабатывание денег, и утратилась очень важная, основополагающая ступень развития ребёнка. В результате дети не потянулись к книге, школьники не приобрели навыка чтения, привычки к книгам. Общеизвестно, что лучше всего повышает грамотность именно чтение книг. Любовь к чтению не только расширяет кругозор и наращивает интеллект, но и учит письменной речи. Постоянно читающий человек видит, как формулируются предложения, как выглядят слова и строятся из них конструкции, поэтому отличается грамотностью.

– В России и в Свердловской области в частности много мигрантов из стран бывшего СССР. Влияет ли это на снижение грамотности населения?

– Да, конечно, дети мигрантов учатся в наших школах, и обучение их русскому языку представляет проблему для педагогов. Кстати, их незнание предмета отражается в общих результатах ЕГЭ, если они заканчивают 11 классов. Но мы в последние годы плотно занимаемся распространением методики преподавания русского языка как неродного, так что проблему можно решить. Однако научить письменному русскому языку школьника, который в семье разговаривает на своём национальном языке, очень непросто.

– Наверняка уровень грамотности связан с качеством преподавания в школе?

– В последние дни проверки ЕГЭ всегда приходят работы из дальних территорий области. И уровень этих работ, как правило, ниже. Дети из сёл и деревень знают русский язык хуже, чем горожане. К сожалению, в последнее время этот важный предмет на периферии часто преподают педагоги без высшего образования. Они и сами знают его не очень хорошо, и не могут научить детей писать без ошибок. Отмечу, что методика преподавания русского языка в школах за это время кардинально не менялась, да и учебный план в последние годы оставался прежним.

– Что же делать, чтобы улучшить знание русского языка?

– Пожалуй, ответ один: прививать любовь к чтению дома и в школе. Другого рецепта нет. Надо увеличивать количество уроков литературы в школе и целенаправленно приучать детей читать. Когда школьник будет видеть слово, тогда он сможет его и воспроизвести, и использовать в письменной речи. А ещё следует повышать имидж учителя. Надо, чтобы русскому языку учили хорошо подготовленные преподаватели. Кстати, как только зарплата педагогов стала выше, наши выпускницы, в том числе отличницы, пошли работать в школу. И это обнадёживает.

"Областная газета"


К списку новостей
Центральная Научная Библиотека
EBSCO
Discovery
Service

Ключевое слово
Название
Автор
Создание сайта Создание сайта — Сайтсофт © 2007 г.