Центральная Научная Библиотека
Copyright © 2007 Центральная Научная Библиотека
Адрес: 620219, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 20


Центральная Научная Библиотека
Вторник, 21 Ноября 2017г.


26 Июля 2011

Оперный театрПриближающийся к своему 100-летию Екатеринбургский оперный обновляет не только репертуар, но и облик. Желание и решение администрации театра — чтобы здание внешне приблизилось к тому образу, в каком предстало оно перед первыми зрителями в 1912 году, но при этом по «состоянию здоровья» уж, конечно, не походило бы на 100-летнего старца.

Работы начались ещё в прошлом году. Прежде всего — работы исследовательские: по материалам театрального музея, хранящимся в архиве архитектурным техзаданиям. В начале прошлого века театр, как известно, строился по предложению самых екатеринбуржцев — на средства города и народные пожертвования. Как сказали бы сейчас, здание было бюджетным, а бюджет… был скромен. Потому строили его без архитектурных излишеств, но это ещё не беда. Хуже — что из лучших побуждений экономили на стоимости строительных материалов, а стало быть — их качестве. В частности, свидетельствуют архивы, — при строительстве использовали не обожжёный кирпич, который был дорог, а кирпич-сырец…

С последствиями такого зодчества строители, архитекторы, представители Художественного фонда и столкнулись в прошлом году, когда началась реконструкция северной части здания, главного входа. На 60–80 процентах (!) площади фасада слой штукатурки, положенный во время реконструкции 1979–82 годов, отошёл от кирпичной кладки настолько, что между ними легко можно было просунуть ладонь. Чтобы не усугублять положение, которое в принципе грозило потерей исторического здания, была предпринята новейшая технология реконструкции: через каждые 20 сантиметров по фасаду просверливались отверстия, куда закачивался высококачественный цемент. Таким образом кирпичная кладка 1912 года и штукатурка реконструкции 1982 года цементировались в единое целое, и отныне даже собственно штукатурка носила характер уже не просто декоративный, но стала что-то вроде несущей конструкции. Уже потом, сверху, был положен новый слой штукатурки и новый цвет, который и призван был визуально приблизить здание к его историческому облику. Нигде в архивах нет технически точных указаний на первоначальный цвет здания оперного театра, но по косвенным свидетельствам было всё же установлено: архитекторы и строители первого в городе стационарного музыкального театра хотели, чтобы здание выделялось на фоне преимущественно серого уральского неба, а потому цвет выбрали светло-серый, с оттенком голубого. В прошлом году на обновлённой северной части здания этот цвет («ОГ» рассказывала об этом) и был реконструирован, вместе с восстановлением фасадной лепнины.

Сейчас, когда сезон закончился и театр закрыт для зрителей, в нём возобновился сезон ремонтно-реконструкторских работ. В этом году планируется выполнить их с левой и правой стороны здания, до так называемых в обиходе «ушей» — пристроев 1982 года. Значимость нынешней реконструкции — в том, что она продолжается на исторической части здания. Это предполагает повышенную ответственность архитекторов, строителей. Но не менее важен и «политический момент», общественно-значимый — к началу 100-го сезона Екатеринбургского оперного театра реконструкция исторической части его здания должна быть завершена! Как говорится, к дню рождения — обновка. Тем паче, что обновляется, восстанавливается здание, являющееся достоянием Истории, достоянием столицы Среднего Урала.

Работы продолжатся и в юбилейном для театра, 2012 году. Только тогда они коснутся уже не исторической части здания, а построек современных, предпринятых, в частности, во время реконструкции 1979–1982 годов. Но там — свои задачи и ответственность: историческое и современное должно сложиться визуально в единый ансамбль. Здание оперного театра и сегодня — украшение города, одна из главных достопримечательностей Урала, но, полностью реконструированное и отремонтированное, оно отныне должно облагораживать своим обликом не только проспект Ленина, куда выходит главный фасад. Что называется, как ни повернись — со всех сторон хорош. Так должно быть. Должно стать…

А параллельно с фасадными работами обновление идёт и внутри. За сто лет здание естественным образом обветшало. Более того, все коммуникационные системы разных лет (телефонные, электропровода, компьютерные сети) прокладывались главным образом поверху, доступно взгляду. Но вот в прошлом году был полностью выполнен ремонт первого и второго этажей, убраны в том числе и эти «проводные нагромождения», — зрители оценили эффект. Задача нынешнего «сезона ремонтных работ» — дойти до пятого этажа, обновляя всю структуру внутренней части здания: потолки, пролёты, лестницы, полы, стены… Причём — включая не только доступную зрителям часть здания, но, например, декоративный цех, бутафорский…

Мы привыкли, касаясь прославленного Свердловского — Екатеринбургского оперного театра, говорить исключительно о высоком — репертуаре, спектаклях, ролях, гастролях. Кому, казалось бы, интересна «проза жизни» — ремонт, реконструкция?.. Но культура складывается из многого, не только из высокого. Качество театрального здания — это и качество работы труппы, и степень зрительского комфорта и удовольствия. В этом «проза» и «поэзия» театрального процесса идут рука об руку. Конечно, есть исключительный пример Коляда-театра, который успешен «вопреки» условиям существования. Но на то это и исключение из правил.

Сегодня мы с громадным интересом относимся ко всему, что связано с историей рождения в 1912 году оперного театра на Урале. Уверена: пройдут годы, и с неменьшим пиететом новые поколения уральцев будут любопытствовать по поводу 100-летия Екатеринбургского оперного и всего-всего, что связано с юбилеем: состояние труппы, репертуар, реконструкция здания… Как ни крути, сто лет бывает раз в сто лет!

Наталья ПОДКОРЫТОВА "Областная газета"


К списку новостей
Центральная Научная Библиотека
EBSCO
Discovery
Service

Ключевое слово
Название
Автор
Создание сайта Создание сайта — Сайтсофт © 2007 г.