Центральная Научная Библиотека
Copyright © 2007 Центральная Научная Библиотека
Адрес: 620219, г. Екатеринбург, ул. С. Ковалевской, 20


Центральная Научная Библиотека
Среда, 22 Ноября 2017г.


24 Февраля 2010

Свежий выпуск «Российской газеты» поднимает тему образования. «Будут ли сокращать российские вузы» — на этот вопрос изданию отвечает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Как известно, в ближайшее время количество вузов в России может сократиться. И если разговоры о том, что оптимизация сети высших учебных заведений необходима, ведутся давно, то сейчас появились уже конкретные цифры. Поговаривают, что через год в стране станет как минимум на сотню вузов меньше. Так ли это?

Документ, который дал повод для подобных разговоров, подготовлен Федеральным агентством по образованию и касается реализации программы развития сети вузов, подведомственных Рособразованию.

В нём говорится, что в ближайшие два года количество университетов и академий может сократиться с 344 (именно столько находится «под крылом» ФАО) до 230—250.

За счёт чего планируется такое сокращение? В первую очередь, на основании слияния небольших вузов с крупными. Зачем оно нужно? Дадут ли все-таки некоторым вузам «чёрную метку» или попытаются решить проблему «полюбовно»?

Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ: «Вопрос о том, чтобы административным образом закрыть сотню вузов, не стоит. Мы очень зависим от демографической ситуации. Сегодня ряд вузов оказываются попросту не заполнены студентами. Это факт. Мы начали говорить об этом ещё лет пять назад. Предупреждаю: эта сложная ситуация продлится не год и не два. У нас в 2009 году впервые за последнее время стало увеличиваться количество первоклассников. То есть только через 10 лет начнётся увеличение числа выпускников и „заполнение“ вузов. Но ведь в течение этого десятилетия высшая школа должна продолжать работу, быть устойчивой к такому кризису».

Сохранить целостность системы высшего образования, сберечь хозяйственный комплекс, не оставить вузы без студентов, дать ребятам возможность учиться в хороших вузах —  вот, что, по мнению Фурсенко, является сегодня самым важным. Как оптимально «настроить» систему высшей школы, чтобы она эффективно работала? Часть предложений как раз связаны с консолидацией вузов, речь идет о слиянии. Кстати, многие такие предложения приходят и от самих ректоров.

На все существующие сегодня университеты просто не хватит студентов. А сохранять вуз без учащихся только для того, чтобы туда ходить на работу, — неправильно.

Ещё одну наболевшую тему газета затрагивает в статье «Получите биопаспорт».

Система биопаспортов уже с 1 марта готова к выдаче документов нового поколения с десятилетним сроком действия и работе с ними, сообщил глава межведомственной рабочей группы по внедрению паспортных документов нового поколения, советник президента Леонид Рейман.

По его словам, бланки для новых загранпаспортов напечатаны, иностранные государства получили образцы документов, так что «граждане могут совершенно спокойно получать паспорта».

Разработчики программного обеспечения для новых документов и представители Минкомсвязи констатировали, что все изменения в программном обеспечении подготовлены. Они будут инсталлированы на рабочие места. На микрочип будут записываться данные, которые содержатся в паспортах предыдущего поколения — фамилия, имя, отчество гражданина, фотография, сведения о дате и месте выдачи паспорта. Вводить в этот микрочип данные об отпечатках пальцев пока не планируется. Пошлина за новый паспорт составит 2,5 тысячи рублей.

Тему «образование» также затрагивает и сегодняшний выпуск газеты «Коммерсантъ» (приложение Санкт-Петербург). В материале «На что живёт альма-матер» издание сообщает, что те, кто считают, что образование может существовать только за счёт дотаций, — ошибаются. Если судить по числу источников дохода, бизнес-школа удивительно выгодное предприятие.

Очевидный источник финансирования и, пожалуй, один из важнейших — средства от учеников — включает в себя доходы от продаж образовательных программ, в том числе и плату от компаний за специальные «корпоративные» варианты.

Яркий пример финансовой структуры с высокой долей поступления средств от учеников — школы США. Благо плата за обучение в американских школах позволяет использовать эту модель — она довольно высока по сравнению с бизнес-школами в других странах. Однако есть тонкость. В случае если школа принадлежит штату, цены на программы регулирует государство: ведь обучение должно быть доступно жителям. Кроме того, иногда школы прибегают к ценовой дискриминации: для местных жителей отдельные программы окажутся дешевле, чем для жителей других штатов.

Частные американские бизнес-школы в получении доходов за счёт учеников ничем не ограничены. О прибыльности программ, продаваемых частными школами США, рассуждает Игорь Баранов, первый заместитель декана Высшей школы менеджмента СПбГУ: «Наиболее типичная схема — когда в школах с развитым портфелем программы МВА работают на грани безубыточности, покрывая свои немалые затраты, потому что это довольно дорогие программы. А реальный доход, который можно вложить в развитие школы, формируется от корпоративных и открытых программ для руководителей. Из этой схемы выбивается разве что Гарвард, где более 40 процентов доходов приносит издательская деятельность, что связано, в первую очередь, с разработкой кейсов».

В континентальной Европе основное финансирование бизнес-школы также получают от своих учеников. Так происходит во Франции и Италии. На родине старейших вузов треть высших учебных заведений частные, среди них 16 процентов бизнес-школ, а государственных школ в Италии вообще нет. Неудивительно, что учебные заведения в этой стране в основном опираются на частные ресурсы, средства студентов и пожертвования. Государство финансирует лишь небольшой процент школ.

В статье «А судьи кто?» «Коммерсантъ» обращает внимание на то, что выбор учебного заведения — дело непростое. При этом в бизнес-школах из-за стоимости обучения «цена ошибки» значительно выше. Тем, кто хочет получить качественное образование, рекомендуется присмотреться к преподавательскому составу.

«Кадры решают всё» — с этим блестящим изречением довольно спорной исторической фигуры соглашаются многие. Верно оно и для образования. Да и как не согласиться, когда даже на дистанционных программах обучения, где зачастую исключен личный контакт с преподавателем, учебные материалы все равно готовят люди. Безусловно, от них в первую очередь зависит не только, сколько знаний и умений будет освоено учеником, но и что он будет рассказывать своим знакомым, когда они его начнут спрашивать о месте учебы.

Для бизнес-образования на этапе становления такое «сарафанное радио» очень важно. Степень MBA хоть и знакома многим, но пока продукт даже в своей небольшой нише не массовый, а, прямо скажем, элитарный. В таком узком кругу личные рекомендации имеют особый вес и служат важным ориентиром в отсутствии сложившейся практики выбора бизнес-школ. Преподавателей запоминают надолго, а посему предъявляют к ним повышенные требования.

Будь это бизнес-образование или любое другое, но главный навык учителя — это способность передавать знание, и для преподавателей программ MBA этот навык должен быть на особой высоте. У учеников времени не так много — для большинства из них оно действительно на вес золота. «Как говорил философ: „Сказал бы более кратко, если бы было время сформулировать“. Поэтому преподавателю не следует „растекаться по древу“, — выдвигает главное требование к преподавателям Константин Комаедов, генеральный директор компании „ПРАУД бизнес“. По его мнению, бизнесмены в основном идут учиться навыкам, а не приходят за знаниями — это создает спрос на такие продукты, как тренинги. Такое положение вещей господин Комаедов объясняет отсутствием времени и перегруженностью информацией. „Чтобы давать навык, преподавателю нужно быть хорошим психологом, постоянно работать с практическими бизнес-ситуациями. Преподаватель должен уметь быть кратким и должен уметь акцентировать внимание аудитории именно на тех навыках, которые соответствуют направлению обучения, используя простые образы для иллюстрации того или иного навыка“, — считает он.

Перенос знаний в практическое поле — это самая суть программ MBA, и владеть этим приёмом должен каждый преподаватель для бизнеса. „Каждому вопросу (задаче, кейсу), рассмотренному на занятиях, нужно найти практическое применение в жизни слушателей и объяснять им границы этого применения, — поясняет Михаил Карлик, проректор ИМИСП. — Ведь слушатели ищут возможности повысить эффективность своей деятельности, пускай и не мгновенно, но в стратегической перспективе. В такой ситуации изложение любого материала должно приводить слушателя к пониманию, как те или иные аспекты, рассмотренные на занятиях (естественно, с необходимой адаптацией к локальным условиям), могут быть переложены именно на их бизнес“.

И снова об образовании — уже в фарм-отрасле — пишет газета в материале «Интеллектуальная отрасль». В каждой компании предъявляют свои требования к уровню образования, но и сами работники порой формируют устойчивый спрос. Так, в фармакологическом сегменте существует постоянный интерес к программам MBA. О своём опыте обучения в бизнес-школе рассказал менеджер проекта „Ацизол“ компании „Штада Маркетинг“ Игорь Радионов. По его словам, исторически фармацевтическая отрасль новой России формировалась с учётом западного опыта. После распада Советского Союза централизованные системы снабжения были разрушены. Надо было что-то делать, чтобы население продолжало получать лекарства. В тот момент крупнейшие мировые фармацевтические корпорации, так называемая „большая фарма“, сделали первые шаги по входу на наш рынок. Таким образом, на самом старте российские производственные компании лекарств, дистрибьюторы, аптечный сектор ощущали воздействие иностранного стиля менеджмента и ведения бизнеса. Иностранцы диктовали моду, и отрасль формировалась под их воздействием.

У нас интеллектуальная отрасль, и все люди, начиная с медицинского представителя, — с высшим образованием. Раньше были в этом плане очень жёсткие стандарты — они и сейчас сохраняются там, где продуктом являются сложные инновационные препараты в таких направлениях, как онкология, иммунология, гематология. Постоянно появляются новые продукты, и здесь работает принцип, что обязательно надо говорить с клиентом на одном языке, а значит — иметь медицинское образование. Но это только одно из направлений фармбизнеса. В более широком направлении, например терапевтическом, тоже нужны люди с высшим фармацевтическим образованием и врачи. Но, естественно, мы настроены на то, чтобы эти люди были хорошими продажниками. И у нас были идеи организовать даже некоторый институт в „Нижфарме“, чтобы люди, закончившие его, были готовыми медицинскими представителями.

А когда человек уже растёт в организации, у него появляются дополнительные потребности в знаниях, навыках. Встаёт вопрос о получении второго высшего экономического образования или MBA. В такой ситуации, конечно, из-за престижности образования и практической ориентированности большинство останавливают свой выбор на MBA.

Пишет газета и о языковых школах в статье «Настоящий язык» . Высокая конкуренция между языковыми школами привела к появлению занятий с носителями языка. Через некоторое время эта услуга стала стандартом для рынка. Хороши ли занятия с людьми, для которых изучаемый язык родной? Однозначного мнения на этот счёт нет.


Пользу от общения с носителями языка можно поставить под сомнение — достаточно послушать, как говорят люди вокруг, чтобы оценить, каким уровнем русского языка можно овладеть в общении с ними. С другой стороны, если вы хотите свободно разговаривать с жителями страны, то и тренировать разговорные навыки лучше с ними. Для тех, кто только осваивает язык или планирует владеть языком на уровне „выше среднего“, такие партнёры точно не подходят.

Впрочем, носители языка бывают разные — главное, чтобы ваш учитель обладал навыками преподавания. Языковая индустрия давно поставлена на поток и обзавелась своими стандартами не только для учеников, но и для учителей.

А в статье «Огонь, вода и тест на логику» издание пишет о самой системе МВА. Несмотря на то, что на российском рынке труда диплом MBA имеет далеко не такой серьёзный вес, как на западном, бизнес-школы предъявляют к абитуриентам требования, всё сильнее приближающие это образование к европейским и американским стандартам. Если на заре российского MBA приоритетом при отборе была платежеспособность будущего студента, то сегодня спрос на бизнес-образование позволяет учебным заведениям в первую очередь оценивать профессиональные навыки кандидатов.

Чтобы оказаться за партой на программе Master of Business Administration, придётся доказать наличие управленческого опыта. При этом в отрасли отсутствуют единые стандарты, регламентирующие его продолжительность, и требования существенно отличаются. Так, при наборе на программу MBA в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов рассматриваются кандидаты с опытом работы на управленческой позиции от двух лет. А Стокгольмская школа экономики в России попросит доказать пятилетний опыт. Руководитель службы маркетинга Открытой школы бизнеса Надежда Голенищева рассказала, что в западной практике минимальным порогом для программ Full-time MBA является трёхлетний опыт управленца. Между тем российские программы, работающие по схеме Full-time, можно пересчитать по пальцам и, приспосабливая программы под свои ниши отечественные школы, устанавливают собственные правила отбора.

«Ведомости» в материале «Инновации рынка» пишет о том, что, зелёные здания, вопреки расхожему мнению, в России есть. А вот умения и привычки использовать заложенные в объектах опции ресурсосбережения —  нет. Ни у собственников, ни у управляющих компаний, ни у пользователей. Все новое офисное строительство, например головные офисы всех крупнейших российских компаний („Газпром“, „Лукойл“ Сбербанк» и др.), велось с ориентацией на продвинутый западный уровень. Все современное инженерное оборудование имеет возможности для ресурсосбережения. Но проблема в том, что собственники, как правило, не выжимают максимума из зданий.

А в статье «Яндекс» нашёлся в eBay» газета пишет об интернет-технологиях. Крупнейший в мире онлайн-аукцион eBay рассматривает возможность открытия в России центра разработок и не исключает партнёрства с какой-либо из российских компаний. Об этом заявил на днях гендиректор eBay Джон Донахью, находясь в Москве в составе американской «делегации по инновациям» (видеозапись выступления Донахью размещена на одном из блогхостингов).

Переговоры уже идут — в частности, с платёжной системой «Яндекс. Деньги».

Деловое издание «РБК-daily» в статье «За АвтоВАЗом не занимать», сообщает, что дилеры концерна собрали уже 20 тысяч заявок на участие в программе утилизации.

АвтоВАЗ сделал серьёзную заявку на то, чтобы стать главным бенефициаром государственной программы по утилизации старых автомобилей. Хотя до официального старта программы остаётся еще две недели, дилеры АвтоВАЗа уже собрали большое число заявок на покупку автомобиля в обмен на старое авто. Всего же завод хочет продать таким образом до 100 тысяч машин. Другие автопроизводители также возлагают большие надежды на госпрограмму и пытаются дополнить её собственными бонусами.

Премьер-министр Владимир Путин настоял на том, чтобы программа утилизации автомобилей стартовала с 8 марта: Минпромторгу к этому моменту поручено решить все организационные моменты. Однако автодилеры стали собирать заявки на покупку нового автомобиля взамен старого ещё с начала февраля. В дилерском центре «Автомир» рассказали, что к ним поступает около ста звонков в неделю от граждан с вопросами по утилизационной премии. «В основном люди проявляют интерес к классическим моделям, наблюдается интерес к переднеприводной Lada Samara», — отметил представитель «Автомира».

Всего на выделенные бюджетом средства запланировано продать порядка 200 тысяч машин. АвтоВАЗ не скрывает, что утилизация — это хорошее подспорье для завода. «Каждый дилер, участвующий в этой программе, и сам автозавод заинтересованы прежде всего в том, чтобы клиент, выбирая Lada и, сдавая свою старую машину, шёл по «зелёному коридору», то есть немедленно получая свидетельство об утилизации. «АвтоВАЗ, в свою очередь, сделает все, чтобы покупатель получал и ПТС, и новый автомобиль в тот же день», — отметили в пресс-центре завода. Всего в программе примут участие 124 дилера предприятия. Им в качестве бонуса завод собирается предоставить рассрочку на новый автомобиль в размере 50 тысяч руб. Вернуть эти средства дилеры смогут уже после получения компенсации из бюджета.

В компаниях Volkswagen и Ford также отмечают интерес граждан к этой программе, хотя он и невысок. «Заявки к нам уже поступают, но желающих не так много, как хотелось бы», — отметили в компании Ford. Однако не все граждане хотят обменять свой автохлам на предлагаемые модели, некоторые стремятся приобрести автомобили, не вошедшие в перечень программы. «В большинстве случаев люди, обращающиеся к нам с вопросами, хотят приобрести ту модель Skoda, которая в программу не вошла. Ажиотаж небольшой, но мы уверены, что с первого марта он повысится», — отметил гендиректор дилерского центра Skoda («Автоспеццентр» на Таганке) Виталий Грошенков.


К списку новостей
Центральная Научная Библиотека
EBSCO
Discovery
Service

Ключевое слово
Название
Автор
Создание сайта Создание сайта — Сайтсофт © 2007 г.